ВОПРОС: О наложении дисциплинарных взысканий и увольнении работников, входящих в состав профсоюзных органов
НАШ ОТВЕТ: Для того, чтобы изложить позицию законодателя по вопросу наложения дисциплинарных взысканий и увольнения работников, входящих в состав профсоюзных органов, обратимся к Федеральному закону от 12.01.1996 года №10-ФЗ (ред. от 28.12.2010 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и к Трудовому кодексу РФ.
Прежде всего, необходимо отметить, что в силу статьи 3 указанного Федерального закона: «профсоюзный орган - орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации».
Статья 25 Федерального закона №10-ФЗ называется: «Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы».
Пункты 1 – 2 данной статьи, в которых законодатель ограничивал возможность наложения дисциплинарных взысканий (кроме увольнения) утратили силу в соответствии с. Федеральным законом 01.07.2010 N 146-ФЗ.
Изданию Федерального закона № 146-ФЗ предшествовало Определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2008 года №1060-О-П, в котором было записано:
«Признать пункт 1 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", согласно которому работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организации - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов, не действующим и не подлежащим применению как содержащий положения, аналогичные ранее признанным Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации».
В настоящее время продолжает действовать пункт 4 статьи 25, согласно которому: «Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации».
.
Пункт 3 данной статьи гласит: «Увольнение по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 146-ФЗ).
Гарантиям права на труд работникам, являвшимся членами профсоюзных органов, также посвящена статья 27 указанного Федерального закона.
Она предусматривает, что «увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 25 настоящего Федерального закона».
Итак, напомним, что статья 25 изложенного Федерального закона отсылает нас к Трудовому кодексу РФ.
Таким образом, сам порядок увольнения работников, входящих в состав профсоюзных органов, предусмотрен Трудовым кодексом Российской Федерации.
Обратимся к статье 373 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.
Прочитаем вместе ее текст:
«При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается».
ЭТО ВАЖНО!
Мнение профсоюзной организации должно быть мотивированным.
«В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула».
«Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда».
«Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность)».
Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы предусмотрены статьей 374 Трудового кодекса РФ.
При этом следует иметь в виду, что положение части первой статьи 374 признано частично не действующим и не подлежащим применению как являющееся аналогичным ранее признанному Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1369-О-П, ранее Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 421-О).
Далее в указанной статье предусмотрено, что «увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 Трудового кодекса РФ и изложенного выше.
Кроме того, гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа, изложены в статье 376 Трудового кодекса РФ.
Данная статья предусматривает, что «расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного статьей 374» Трудового кодекса РФ.
Таким образом, гарантии для работников, входящих в состав профсоюзного органа действуют только при увольнении по пунктам 2, 3 и 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ. Согласно данной статье и данным пунктам, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Только при увольнении по этим основаниям необходимо соблюдать установленные законом гарантии для работников, входящих в состав профсоюзных органов.
До свидания, до новых вопросов на портале КУЛЬТУРА-ПРАВА РФ.
Источник: портал правовой культуры - КУЛЬТУРА-ПРАВА.РФ
НАШ ОТВЕТ: Для того, чтобы изложить позицию законодателя по вопросу наложения дисциплинарных взысканий и увольнения работников, входящих в состав профсоюзных органов, обратимся к Федеральному закону от 12.01.1996 года №10-ФЗ (ред. от 28.12.2010 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и к Трудовому кодексу РФ.
Прежде всего, необходимо отметить, что в силу статьи 3 указанного Федерального закона: «профсоюзный орган - орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации».
Статья 25 Федерального закона №10-ФЗ называется: «Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы».
Пункты 1 – 2 данной статьи, в которых законодатель ограничивал возможность наложения дисциплинарных взысканий (кроме увольнения) утратили силу в соответствии с. Федеральным законом 01.07.2010 N 146-ФЗ.
Изданию Федерального закона № 146-ФЗ предшествовало Определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2008 года №1060-О-П, в котором было записано:
«Признать пункт 1 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", согласно которому работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организации - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов, не действующим и не подлежащим применению как содержащий положения, аналогичные ранее признанным Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации».
В настоящее время продолжает действовать пункт 4 статьи 25, согласно которому: «Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации».
.
Пункт 3 данной статьи гласит: «Увольнение по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 146-ФЗ).
Гарантиям права на труд работникам, являвшимся членами профсоюзных органов, также посвящена статья 27 указанного Федерального закона.
Она предусматривает, что «увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 25 настоящего Федерального закона».
Итак, напомним, что статья 25 изложенного Федерального закона отсылает нас к Трудовому кодексу РФ.
Таким образом, сам порядок увольнения работников, входящих в состав профсоюзных органов, предусмотрен Трудовым кодексом Российской Федерации.
Обратимся к статье 373 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.
Прочитаем вместе ее текст:
«При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается».
ЭТО ВАЖНО!
Мнение профсоюзной организации должно быть мотивированным.
«В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула».
«Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда».
«Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность)».
Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы предусмотрены статьей 374 Трудового кодекса РФ.
При этом следует иметь в виду, что положение части первой статьи 374 признано частично не действующим и не подлежащим применению как являющееся аналогичным ранее признанному Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1369-О-П, ранее Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 421-О).
Далее в указанной статье предусмотрено, что «увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 Трудового кодекса РФ и изложенного выше.
Кроме того, гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа, изложены в статье 376 Трудового кодекса РФ.
Данная статья предусматривает, что «расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного статьей 374» Трудового кодекса РФ.
Таким образом, гарантии для работников, входящих в состав профсоюзного органа действуют только при увольнении по пунктам 2, 3 и 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ. Согласно данной статье и данным пунктам, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
Только при увольнении по этим основаниям необходимо соблюдать установленные законом гарантии для работников, входящих в состав профсоюзных органов.
До свидания, до новых вопросов на портале КУЛЬТУРА-ПРАВА РФ.
Источник: портал правовой культуры - КУЛЬТУРА-ПРАВА.РФ